Обозначения шарнирных подшипников
Условное обозначение шарнирных подшипников
Дополнительное обозначение (СЛЕВА) - степень точности подшипников 1 или 2
Основное обозначение
Размерная серия шарнирного подшипника (Е 7 2 G С), (3 5 6 8 9), (Н)
Подвижное соединение Ш ШЛ ШС ШП ШСП ШСЛ ШСР ШСШ ШН ШЛТ Ш..Е ШУ ШВХ
Неподвижное соединение ШМ ШМП ШМЛ
Радиально-упорные шарнирные подшипники ШУ
Внутренний диаметр шарнирного подшипника
Дополнительное обозначение (СПРАВА) - Б Е И К К1 Л Р Т У Э Ю Ю2 Я
Способ смазывания шарнирных подшипников
Рабочая температура шарнирных подшипников
Одноразломные шарнирные подшипники ШП, ШСП, ШСП...К1, ШСП...К, ШМП
Основные конструктивные обозначения шарнирных подшипников импортного исполнения ISO
Таблица размеров шарнирных подшипников
Эскиз и внешний вид шарнирных подшипников
Шарнирные подшипники - это подшипники скольжения, внутренние и наружные кольца которых имеют поверхности скольжения сферической формы. Шарнирные подшипники предназначены для передачи радиальных, осевых и комбинированных нагрузок в подвижных или неподвижных соединениях машин и механизмов.
Выбрать подшипник скольжения по размеру и типу в справочнике подшипников.
Условное обозначение шарнирных подшипников.
Дополнительное обозначение
Дополнительное обозначение (слева)
Дополнительное обозначение, расположенное слева перед основным обозначением через дефис, указывает на степень точности подшипника. Существуют две степени точности подшипников: 1 и 2. Степень точности 2 считается нормальной и в обозначении не указывается.
например: 1-Ш6, 1-2Ш17РУ - здесь (1-степень точности) (-2 это размерная серия)
Иногда и только для подшипников ШЛТ левее степени точности 1 указывается обозначение ряда комплектовки. Всего предусмотрено три ряда комплектовки: 2 и 0 – оба по моменту трения трогания, 3 – по радиальному зазору. Ряд комплектовки0 в условном обозначении не указывается. При отсутствии указания ряда комплектовки степень точности 1 в таких подшипниках также не указывается.
Шарнирным подшипникам тугой подборки, которые собирают с малыми радиальными зазорами, присваивают дополнительное условное обозначение: НТ и НУ :
НТ - соответствует пониженной точности вращения и размерам посадочных мест;
НУ – соответствует только пониженной точности вращения.
Пример: НУ-2Ш20ЮТВК; НУШС30; НУ2ШС12Ю
подробнее читай Обозначение момента трения подшипников
Основное обозначение
Основное обозначение шарнирных подшипников состоит из обозначения серии шарнирного подшипника, обозначения типа подшипника и значения внутреннего диаметра в мм.
Размерная серия шарнирного подшипника (Е, 7, 2, G, С), (3, 5, 6, 8, 9), (Н)
Существуют следующие основные размерные серии: Е, 7, 2, G, С
специальные размерные серии шарнирных подшипников: 3, 5, 6, 8, 9
и серия с ненормализованными (нестандартными) размерами: Н
Основные размерные серии: Е, 7, 2, G, С
Размерная серия 7 считается нормальной и в условном обозначении не указывается.
Размерная серия Е указывается только в том случае, когда в серии 7предусмотрен шарнирный подшипник с равным внутренним диаметром. В противном случае серия Е не обозначается.
Размерная серия G может обозначаться как русская буква Г.
Существуют специальные размерные серии шарнирных подшипников: 3, 5, 6, 8, 9
обозначающие серию ширин и диаметров, отличающуюся от основного исполнения.
например: 9ШМ35, 6ШСЛ60; 9ШС480
Русской буквой Н обозначаются подшипники с ненормализованными (нестандартными) размерами.
Обозначения основных типов и конструктивных разновидностей шарнирных подшипников:
Шарнирные подшипники предназначены для передачи радиальных, осевых и комбинированных нагрузок в подвижных или неподвижных соединениях машин и механизмов.
Подвижное соединение Ш ШЛ ШС ШП ШСП ШСЛ ШСР ШСШ ШН ШЛТ Ш..Е ШУ ШВХ
Подвижное соединение - соединение, при котором шарнирные подшипники работают при взаимном перемещении одного кольца относительно другого, при сравнительно небольшой скорости скольжения.
Ш - шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
ШЛ - шарнирный подшипник без отверстий и канавок для смазки и с двумя разломами наружного кольца в поперечном направлении;
ШС - шарнирный подшипник для подвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;
ШП - шарнирный подшипник без отверстий и канавок для смазки и с одним поперечным разломом на наружном кольце;
ШСП - шарнирный подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце и с одним поперечным разломом на наружном кольце;
ШСЛ - шарнирный подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце и с двумя разломами наружного кольца в поперечном направлении;
ШСР - шарнирный подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце и с разъемом наружного кольца в продольном направлении;
ШСШ - шарнирный подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце и с широким внутренним кольцом;
ШН - шарнирный подшипник для подвижных соединений с поверхностью скольжения сталь / металлофторопласт - имеют неразъемную конструкцию.
ШЛТ - шарнирный подшипник для подвижных соединений с поверхностью скольжения сталь / органоволокнит и наружные кольца имеют двухразломную конструкцию.
Ш..Е - шарнирный подшипник с внутренними кольцами из композиционного материала - смеси полиамида с фторопластом.
ШУ - радиально-упорные шарнирные подшипники.
ШВХ - шарнирный подшипник с хвостовиком.
Неподвижное соединение ШМ ШМП ШМЛ.
Неподвижное соединение - монтажное сочленение, при котором шарнирные подшипники работают при периодических единичных сдвигах одного кольца относительно другого; предназначены в основном для компенсации несоосности вала и корпуса.
ШМ - шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
ШМП - подшипник без отверстий и канавок для смазки с одним поперечным разломом на наружном кольце;
ШМЛ - подшипник без отверстий и канавок для смазки и с двумя разломами наружного кольца в поперечном направлении;
Подшипники типов ШМ, ШМП, ШМЛ изготавливаются с минимальными внутренними зазорами.
Радиально-упорные шарнирные подшипники У
Также существуют радиально-упорные шарнирные подшипники на тип которых указывает наличие буквы У в основном обозначении.
например: 5ШУ130
Внутренний диаметр шарнирного подшипника
После обозначения конструктивной разновидности шарнирного подшипника следует его внутренний диаметр в мм. Это может быть одна, две или три цифры.
например: Ш9 внутренний диаметр=9мм, 2ШЛТ45Ю1Т внутренний диаметр=45мм, ШСЛ130 внутренний диаметр=130мм.
Типы шарнирных подшипников
Дополнительное обозначение (справа) - Б Е И К К1 Л Р Т У Э Ю Ю2 Я
Дополнительное обозначение, расположенное справа после основного обозначения шарнирного подшипника, указывает на специальные технические требования.
Б - одно или два кольца из бронзы;
Е - одно или два кольца из полимерного материала;
И - поверхность скольжения покрыта дисульфидом молибдена;
К - канавка и отверстие для смазки на внутреннем и наружном кольцах;
К1 - канавка и отверстие для смазки на наружном кольце;
Л - одно или два кольца из латуни;
Р - одно или два кольца из теплостойкой стали;
Т - температура отпуска;
У - уменьшенный внутренний осевой зазор;
Э - оси наружного и внутреннего колец смещены относительно друг друга (эксцентриковый подшипник);
Ю - одно или два кольца из нержавеющей стали;
Ю2 - Поверхность скольжения – нержавеющая сталь/серебро (покрытие сферы внутреннего кольца серебром);
Я - одно или два кольца из редко применяемых материалов.
Для шарнирных подшипников конструктивной разновидности ШЛТ в дополнительном условном обозначении могут указываться также удельные нагрузки, при которых проверялась прочность покрытия. При удельной нагрузке 120 МПа специальное обозначение не применяется. Знаками "А" или "Б" кодируются пониженные удельные нагрузки, использовавшиеся при проверке прочности покрытия стали органоволокнитом (90 МПа и 60 МПа соответственно).
Способ смазывания шарнирных подшипников.
Шарнирные подшипники можно разделить на две группы по способу смазывания рабочих поверхностей:
- Шарнирные подшипники требующие подвода смазки (с поверхностью скольжения сталь/сталь). Шарнирные подшипники с поверхностью скольжения сталь/сталь предназначены для восприятия знакопеременных тяжелых , ударных или статических нагрузок.
- Шарнирные подшипники без внешней смазки - самосмазывающие (с поверхностью скольжения сталь/металлофторопласт, сталь/органоволокнит). Шарнирные подшипники самосмазывающие предназначены в первую очередь для восприятия больших нагрузок постоянного направления, при небольших скоростях скольжения. Их применяют в узлах с повышенными требованиями к долговечности и при затруднительном обслуживании опор, когда использование подшипников с поверхностью скольжения сталь/сталь нецелесообразно.
Рабочая температура шарнирных подшипников.
Шарнирные подшипники работоспособны при температуре до +120°С. Допускается кратковременная работа подшипников при температуре до +150°С. Для более тяжелых температурных условий, выпускаются подшипники специальных исполнений.
Одноразломные шарнирные подшипники ШП, ШСП, ШСП...К1, ШСП...К, ШМП.
Преимущество одноразломных подшипников типов ШП, ШСП, ШСП...К1, ШСП...К, ШМП перед исполнениями Ш, ШС, ШС...К1, ШС...К в том, что за счет отсутствия цилиндрических поясков (лысок) на внутренних кольцах и отсутствия пазов на наружных кольцах увеличена рабочая поверхность скольжения и, соответственно, фактическая грузоподъемность.
Для повышения износостойкости, подшипники одноразломной конструкции могут иметь покрытие дисульфидом молибдена (в обозначении буква - И ).